Блог

Мода в России. Малые итоги года. Главные цифры

В 2024 году fashion-розница заняла 20% оборота от всего потребительского рынка страны. В денежном выражении это 3,6 трлн руб. Аналитики Data Insight сходятся во мнении, что 2024 год завершится с показателем на уровне 4,3 трлн руб.
К началу этого года все шесть крупнейших маркетплейсов (Wildberries, «Яндекс Маркет», Ozon, «Мегамаркет», «Авито», CDEK Shopping) запустили направление «мода».

Бренды

Точное количество брендов в России неизвестно. В системе «Мой Склад» зарегистрировано около 20 тыс. аккаунтов, часть из которых может быть неактивна, а в каждом крупном городе работают минимум 100 дизайнеров с собственными студиями и ателье.
По оценке исследования рынков, именно на российские бренды приходится четверть розничных продаж одежды, обуви и аксессуаров, а это примерно 800–900 млрд руб. И они растут в 1,5 раза быстрее рынка: в 202-м их оборот увеличился на 18,5%.
Факторы, повлиявшие на рост
1.Адаптивность брендов. Российские дизайнеры активно расширяют ассортимент и идут в смежные категории: добавляют товары для дома, новорожденных, спорта, запускают линейки обуви, сумок и аксессуаров. Некоторые переходят в более высокий ценовой сегмент.
2.Развитие каналов продаж. Бренды осваивают новые форматы: открывают физические магазины, занимают торговые площади в ТЦ, а также выходят на маркетплейсы и развивают онлайн-продажи. Те, кто был представлен офлайн, идут в e-commerce и наоборот.
3.Запуск собственных торговых марок. Крупные ретейлеры, такие как Lamoda, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет», «Спортмастер», Street Beat и даже ЦУМ, активно развивают СТМ, что тоже способствует росту индустрии.
Однако проблема ассортимента остается: почти половина опрошенных потребителей жалуются на схожесть коллекций и отсутствие стилевого разнообразия. Эксперты рынка это подтверждают. Многие компании ориентируются на «безопасный» ассортимент, чтобы гарантировать спрос. Это связано и с нехваткой ресурсов: у брендов часто нет экспертизы в маркетинге, построении ассортиментных матриц, а также не хватает профессионалов на производстве для реализации сложных идей — конструкторов, технологов, портных.
Российские компании сталкиваются с инфляцией, невыгодными кредитами, ростом арендных ставок, сложной логистикой, а также зависимостью цен на материалы от курса валют. Небольшие тиражи коллекций не позволяют экономить на масштабе, а дефицит квалифицированных швей и других производственных специалистов увеличивает расходы на ФОТ.

Потребитель

За последний год 80% опрошенных 18–64 лет совершили хотя бы одну покупку одежды, обуви или аксессуаров. Средний потребитель — это женщина в возрасте 35–54 лет, состоящая в браке и имеющая детей. Но впереди аналитики прогнозируют демографическую яму: к 2030 году численность экономически активного населения, 25–44 лет, сократится на 6,3 млн человек. Внимание брендов будет переключаться на молодую и зрелую аудитории, которые станут доминировать на рынке.
Несмотря на крупный оборот fashion-ретейла, россияне приобретают одежду, обувь и аксессуары нечасто: 4% совершают покупки еженедельно, 35% — раз в месяц и почти 60% — не более трех раз за полгода. Люкс в России выбирает лишь 1% аудитории, премиум — 5%, средний сегмент (бридж) — 35%, а большинство предпочитает сетевые массовые бренды. При этом 77% респондентов доверяют и с удовольствием носят продукцию локальных производителей.

Зрелая аудитория

Люди 45–65 лет настолько втянулись в онлайн-шопинг, что сейчас стали самой активной аудиторией e-commerce. Прогнозы показывают, что к 2030 году это поколение будет составлять около 50% населения России и приносить в ретейл минимум каждый второй рубль. Это те, кому сейчас 35–40 лет, они чувствуют себя свободно в онлайн-пространстве и требовательны к качеству, комфорту и сервису. А значит, брендам стоит учитывать это в своих долгосрочных стратегиях

Появление нового потребителя

В последние годы российская экономика переживает трансформацию, и это сформировало новый состав среднего класса. Помимо традиционных «белых воротничков» — менеджеров, креативщиков, финансистов и т.д., — все больше внимания привлекают «синие воротнички» — люди рабочих профессий, которые могут хорошо зарабатывать. В этой категории зафиксирован максимальный рост зарплат, и, по данным Минтруда, такая тенденция сохранится в ближайшие пять лет.
Большинство брендов среднего сегмента и выше ведут коммуникацию с аудиторией, разбирающейся в моде, привыкшей к определенным паттернам потребления и стилю жизни. Новый покупатель, напротив, всегда был ориентирован на локальные массмаркет-бренды и маркетплейсы с товарами нижней ценовой категории. И сейчас, когда у него появилась возможность тратить заработанное, рынок может ему что-то предложить.

Производство

Сегодня в России насчитывается 17 200 предприятий легкой промышленности, из которых около 40% производят одежду. Примерно половина сектора сосредоточена на спецодежде. У той части, которая задействована в модной индустрии, есть существенная проблема: около 95% тканей, пряжи и фурнитуры импортируется.
По данным Минпромторга, 283 тыс. человек работают в легпроме, а все опрошенные участники рынка отмечают острый кадровый голод и особенно нехватку профильных специалистов. Среди проблем также — устаревшие нормативы ростовок и полнотных групп, нехватка кооперации отрасли и инвестиций и назревшая необходимость технологических инноваций.
При этом прирост рентабельности швейных производств составил 125%, что говорит об интенсивной динамике развития индустрии.

Кадровый голод

Большинство выпускников профильных вузов и колледжей не связывают свое будущее с фабриками даже при высокой оплате труда. По данным HeadHunter, зарплата в этих профессиях может достигать 250 тыс. руб. Тем не менее швеи и технологи выбирают альтернативные профессии из-за недостатка статуса и понимания карьерных перспектив.
Made on
Tilda